В продолжение темы гиперактивный ребенок , и гиперактивный ребенок – часть 2:
Занятия и игры по коррекции гиперактивности у дошкольников.
Занятия, которые проводятся с такими детьми, могут включать в себя следующие методы и приемы:
– игры для развития внимания и координаций движений;
– обучение самомассажу;
– игры для развития тактильного взаимодействия;
– подвижные игры сдерживающих моментов;
– пальчиковые игры;
– работа с глиной, песком и водой.
Гиперактивным детям рекомендованы групповые занятия с детским психологом.
Вот несколько игр из этих книг для детей дошкольного и школьного возраста, которые может проводить в домашних условиях любая мама:
«Заводим будильник» – сжимаем ладонь в кулачок, выполняем круговые движения у солнечного сплетения;
«Будильник зазвонил, «ЗЗЗ» – гладим ладошкой по голове;
«Лепим личико» – проводим руками по краю лица;
«Лепим волосики» – нажимаем подушечками пальцев на корни волос;
«Лепим глазки» – трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз. Моргаем глазами;
«Лепим носик» – проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз;
«Лепим ушки» – пощипыванием мочки ушей, поглаживаем уши;
«Лепим подбородок» – поглаживаем подбородок;
«Рисуем носиком солнышко» – крутим головой, рисуем носиком лучики;
«Гладим свои ручки» – поглаживаем сначала одну руку, затем другую;
Произносим хором: «Я хороший, добрый, красивый, гладим себя по голове»;
Упражнение «Раз, два, три — говори!»: Мама рисует дорожку, травку и домик на листочке или доске. Затем предлагает только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!», произнести то, что нарисовано на картинке. После этого мама с закрытыми глазами и просит ребенка дорисовать цветочек или птичку, затем она угадывает, что дорисовал ее малыш. Это игра учит быть ребенка терпеливым и внимательным.
Игра «Внимательные глазки»
Мама предлагает ребенку внимательно рассмотреть, что есть у куклы, ее одежду, какого цвета глазки. Затем ребенок отворачивается и рассказывает, какая кукла по памяти.
Упражнение «Чудесный мешочек»
Ребенок рассматривает 6-7 мелких игрушек. Мама незаметно кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и предлагает потрогать игрушку в мешочке. Он поочередно ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и
высказывают свое предположение. После этого вынимает игрушку и показывает ее.
Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»
Мама показывает ребенку цветные квадраты. Если он увидит красный квадрат – то можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Также для малыше подходят различные игры с песком и водой.
Занятия и игры по коррекции гиперактивности у детей школьного возраста
Игра в корректора
Возьмите любой напечатанный текст с крупным шрифтом. Одну часть текста дайте ребенку, другую оставьте себе. В качестве задания предложите ребенку вычеркнуть все буквы «а» в тексте, после выполнения задания обменяйтесь текстами для взаимопроверки.
«Обезьянка»
Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыгая по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.
«Перепутанные линии»
Можно начертить много линий и каракулей, и ребенок должен проследить взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими.
«Словесный ряд»
Называйте ребенку различные слова: диван, стол, чашка, карандаш, медведь, вилка, школа и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.
С другими играми и упражнениями вы можете познакомиться в книгах:
И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой «Непоседливый ребенок»
Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной «Гиперактивные дети»
Арцишевской И. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»
Для преодоления гиперактивности можно использовать такой метод, как мульттерапию и сказкотерапию. Подбирайте мультфильм индивидуально по заданной проблематике ребенка.
Предлагайте вашему малышу просмотреть следующие мультфильмы:
«Непослушный котенок»
«Маша больше не лентяйка»
«Обезьянки»
«Непослушный медвежонок»
«Нехочуха»
«Осьминожки»
«Крылья, ноги, и хвосты»
«Непоседа»
«Непоседа, Мякиш и Нетак»
«Вот какой рассеянный»
«Петя Пяточкин»
Читайте малышу сказки из следующих сборников:
«Коррекция двигательной расторможенности»:
«Непослушный козленок»;
«Маленький Чирик»;
«История про то, как Леня перестал лениться»;
«Непоседливый Егорка»;
«Вредные пальчики».
«Самоорганизация поведения»:
«Дети и родители победили Бардак в квартире»;
«День без правил»;
«Лужа Приятного аппетита!»;
«Сказка про мальчика, который не любил мыть руки»;
«Сказка о том, как одежда обиделась».
Чтение крохе сказок помогает развиваться его воображению и внимательности.
В следующей статье вы познакомитесь с советами о том, как нужно воспитывать гиперактивного малыша.