Консультация для родителей "Признаки тревожности.Тест на определение степени тревожности".

Для того, чтобы понять, есть ли у ребенка повышенная тревожность необходимо наблюдение за ним: во время занятий, в свободной деятельности (на прогулке, в процессе игры, общения с ребятами и со взрослыми).

Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:

· Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.

· Боязнь всего неизвестного. Ребенок снова и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он редко соглашается посмотреть или прочесть что-то другое. Он не любит новое. Ему комфортно только с тем, кто хорошо известно.

· Чрезмерная любовь к порядку. По нескольку раз в день ребенок маниакально перекладывает ручки и карандаши в пенале, переставляет книги на своем рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берет его школьные принадлежности или игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.

· Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии экзаменов, конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.

· Повышенная утомляемость.

· Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.

· «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.

У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:

– У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.

– У них влажные и холодные ручки.

– Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.

– Частые «гости» беспокойного чада – диарея, расстройство желудка.

– Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения (им поручили какое-то дело, предстоит разговор с учителем и т.д.).

– У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.

– Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.

Можно также воспользоваться опросником Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко для определения степени тревожности.

Инструкция: Перечисляйте признаки тревожности, если признак присутствует у Вашего ребенка, то Вы ставите «+».

– Тревожный ребенок:

– не может долго работать не уставая;

– ему трудно сосредоточиться на чем-то;

– любое задание вызывает излишнее беспокойство;

– во время выполнения заданий очень напряжен, скован;

– смущается чаще других;

– часто говорит о напряженных ситуациях;

– как правило, краснеет в незнакомой обстановке;

– жалуется, что ему снятся страшные сны;

– руки у него обычно холодные и влажные;

– у него нередко бывает расстройство стула;

– сильно потеет, когда волнуется;

– не обладает хорошим аппетитом;

– спит беспокойно, засыпает с трудом;

– пуглив, многое вызывает у него страх;

– обычно беспокоен, легко расстраивается;

– часто не может сдержать слез;

– плохо переносит ожидание;

– не любит браться за новое дело;

– не уверен в себе, в своих силах;

– боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности: высокая тревожность – 15-20 баллов, средняя – 7-14, низкая – 1-6 баллов.